AAAAA A A А x

Главное управление государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (ГУЛРРиГК Росгвардии) разъясняет

В связи с размещением 9 июля 2018 года на информационном портале «Lenta.ru» статьи «Звезду сериала «Бригада» оштрафовали за пистолет», сообщающей со ссылкой на источник в правоохранительных органах о приостановлении в ряде регионов на время проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года действия Федерального закона «Об оружии», ГУЛРРиГК Росгвардии заявляет, что данная информация не соответствует действительности.

Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено полномочие Президента Российской Федерации в период проведения спортивного соревнования вводить усиленные меры безопасности, перечень которых включает в себя запрещение оборота оружия, боеприпасов, что реализовано в соответствующем Указе Президента Российской Федерации.

Одним из положений Указа с 25 мая по 25 июля 2018 года в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, установлен ряд запретов оборота оружия и патронов к нему, включая ношение оружия самообороны.

При этом статьей Федерального закона «Об оружии» запрещено ношение гражданами оружия при проведении массовых публичных мероприятий.

Таким образом, положение Указа не отменяет Федеральный закон «Об оружии», а конкретизирует его.


О постановлении Правительства Российской Федерации от 12 мая 2018 г. № 573 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2018 г. № 573 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Положения постановления приведены в соответствие с указами Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» и от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», которым на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации возложена задача по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия.

Постановлением скорректированы условия передачи гражданского оружия от спортивных и образовательных организаций на стрелковых объектах гражданам Российской Федерации.

В частности, гражданам Российской Федерации оружие может передаваться спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах при отсутствии оснований для отказа в выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение оружия, установленных Федеральным законом «Об оружии», либо наличии у них разрешения на хранение, хранение и ношение или хранение и использование оружия либо лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, или иной документ, подтверждающий наличие права на хранение и ношение оружия.

Кроме того, пункт 15 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации дополнен подпунктами «ж5» и «ж6», устанавливающими, что оружие и патроны к нему могут передаваться гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам:

- на стрелковых объектах государственных военизированных организаций - спортивными и образовательными организациями государственных военизированных организаций для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия, а также для получения гражданами Российской Федерации начальных знаний в области обороны, их военно-патриотического воспитания и подготовки по основам военной службы;

- спортивными и образовательными организациями на стрелковых объектах, являющихся объектами спорта, и (или) стрелковых объектах образовательных организаций, а также на территориях, специально подготовленных для проведения официального спортивного соревнования, - для участия в спортивных мероприятиях и учебных занятиях по видам спорта, связанным с использованием оружия.

Также, установлен запрет на передачу оружия и патронов лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, при отсутствии лично представленного или нотариально удостоверенного письменного согласия его законного представителя.

Утверждена форма заявки на получение частными охранными организациями служебного оружия во временное пользование.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2001 года № 61-З «Об оружии» (далее – Закон) огнестрельное оружие травматического действия – огнестрельное короткоствольное или бесствольное оружие, предназначенное для поражения живой цели на расстоянии метаемым элементом травматического патрона и не предназначенное для причинения смерти человеку.

Согласно статье 8 названного Закона на территории Республики Беларусь оборот огнестрельного оружия травматического действия запрещен.

Незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия травматического действия, боеприпасов к нему либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия травматического действия влечет ответственность по части 2 статьи 295 Уголовного кодекса Республики Беларусь, санкция которой предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет, или ареста на срок до шести месяцев, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишения свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

На основании изложенного ввоз и использование на территории Республики Беларусь травматического оружия запрещены.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно статье 15 Закона запрещаются ввоз, использование и применение на территории Республики Беларусь всех видов, типов и моделей оружия и боеприпасов иностранными гражданами, лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, в целях обеспечения личной безопасности, защиты жизни и здоровья других граждан, их собственности, безопасности сопровождения грузов, а также в иных целях, кроме оружия, указанного в частях второй и третьей статьи 15 Закона (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные веществами слезоточивого или раздражающего действия, электрошоковые устройства и искровые разрядники, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж; а также охотничье и спортивное оружие - при наличии приглашения туроператора, турагента или юридического лица, ведущих охотничье хозяйство, контракта с указанными туроператором, турагентом или юридическим лицом на охоту или приглашения для участия в спортивных мероприятиях и соответствующего разрешения Министерства внутренних дел Республики Беларусь), если это не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, за исключением ввоза, вывоза и транзита огнестрельного оружия и боеприпасов для обеспечения безопасности глав иностранных государств и правительств, членов их семей, а при необходимости, по решению Президента Республики Беларусь, – и иных лиц иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Беларусь.

Нарушение указанными гражданами порядка ввоза оружия и боеприпасов на территорию Республики Беларусь, использования и применения влечет изъятие и конфискацию таких оружия и боеприпасов в установленном порядке.

В соответствии со статьей 14 Закона право на приобретение гражданского оружия и боеприпасов имеют граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, после получения в органах внутренних дел разрешения на приобретение конкретного вида и типа оружия.

Порядок выдачи вышеуказанной категории граждан разрешений на приобретение гражданского оружия установлен Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Указ № 200).

Для получения вышеуказанного разрешения необходимо представить следующие документы:

- заявление; 
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 
- медицинская справка о состоянии здоровья; 
- государственное удостоверение на право охоты;
- две фотографии заявителя размером 30Х40 мм; 
 - документ, подтверждающий внесение платы в размере 1 базовой величины за каждую единицу оружия.

Срок осуществления административной процедуры – 1 месяц со дня подачи заявления, разрешение на приобретение действительно в течение 6 месяцев.

Разрешение на хранение и ношение оружия выдается после предоставлений следующих документов:

- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; 
- разрешения на приобретение гражданского оружия; 
- сертификата соответствия на гражданское оружие (в случае приобретения за пределами Республики Беларусь); 
- документа, подтверждающиго внесение платы в размере 2 базовых величины за каждую единицу оружия.

Срок осуществления административной процедуры – 10 дней со дня приобретения оружия, разрешение на хранение и ношение оружия действительно в течение 3 лет.

Постановка ввезенного гражданского оружия на учет при переезде на постоянное место жительства с выдачей разрешения на его хранение и ношение осуществляется в порядке, предусмотренном Указом № 200.

Все ввозимые на территорию Республики Беларусь модели гражданского оружия и боеприпасов подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Сертификат соответствия является основанием для оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов на территории Республики Беларусь.

О проверке условий хранения оружия

То, что любое мероприятие государственного контроля – обременение для подконтрольного субъекта – это факт, и проверки условий хранения оружия – не исключение. Владельцы ружей и пистолетов соглашаются на визиты проверяющих добровольно: в статье 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон «Об оружии») всегда было закреплено, что должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом оружия, имеют право производить его осмотр в местах хранения, а при выявлении нарушений – давать обязательные для исполнения предписания. 
Сегодня органом, уполномоченным в сфере оборота оружия, является Росгвардия. В ее подразделениях проходят службу, в том числе, лица, имеющие специальные звания полиции (статьи 9 и 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»). Законные требования сотрудников Росгвардии обязательны для исполнения гражданами (статья 8). Сотрудникам Росгвардии выдаются служебные удостоверения, подтверждающие личность, должность, права и полномочия, предоставленные им (статья 24). Следовательно, сотрудники Росгвардии, имеющие специальные звания полиции, в подтверждение своих полномочий проводить проверку должны предъявлять владельцам оружия лишь служебное удостоверение. И то же (вплоть до формирования новой правовой базы проверочных мероприятий) относится к сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания полиции (подпункт «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» граждане Российской Федерации получили возможность оценить эффективность деятельности руководителей территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (их структурных подразделений), предоставляющих государственные услуги в области оборота оружия. 

Результаты указанной оценки могут послужить основанием для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями подразделений лицензионно-разрешительной работы своих должностных обязанностей. 

Справочно: оценка (от 1 до 5 баллов) проводится в отношении четырех государственных услуг, предоставляемых подразделениями лицензионно-разрешительной работы: 
1. Выдача юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов;
2. Выдача гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему; 
3. Выдача гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему. 
4. Выдача удостоверения частного охранника. 

Критерии оценки включают в себя: 
- время предоставления государственной услуги; 
- время ожидания в очереди при получении государственной услуги; 
- вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственной услуги; 
- комфортность условий в помещении, в котором предоставлена государственная услуга; 
- доступность информации о порядке предоставления государственной услуги. 

В целях выявления мнения гражданина о качестве предоставления государственных услуг сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, принявший заявление о предоставлении государственных услуг, в случае согласия гражданина на участие в оценке качества предоставленной ему государственной услуги передает предоставленный им абонентский номер сотового телефона контактные, в информационную систему мониторинга государственных услуг. 

Контактные данные, поступившие в информационную систему мониторинга государственных услуг, в автоматическом режиме передаются в автоматизированную информационную систему «Федеральный телефонный центр сбора мнений граждан о качестве государственных услуг» (далее – федеральный телефонный центр), которая направляет гражданину короткое текстовое сообщение с предложением оценить качество предоставления государственной услуги. 

Гражданин сообщает свое мнение о качестве предоставления государственных услуг посредством направления ответного короткого текстового сообщения на номер, определенный оператором федерального телефонного центра. Направление короткого телефонного сообщения является для гражданина бесплатным. 

Сотрудник федерального телефонного центра может перезвонить гражданину и провести опрос по всем указанным выше критериям. Результаты оценки направляются федеральным телефонным центром в информационную систему мониторинга государственных услуг. 

Гражданин, изъявивший желание участвовать в оценке качества предоставленной ему государственной услуги, оставивший свои контактные данные, но не ответивший на короткое телефонное сообщение, также может быть опрошен сотрудником федерального телефонного центра по всем критериям. На основе поступивших в федеральный телефонный центр оценок граждан ежеквартально формируется сводная оценка по каждому территориальному органу федерального органа исполнительной власти (его структурному подразделению), результаты которой в свою очередь являются основанием для принятия решения о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей. 

Кроме того, граждане могут оставить свой отзыв о работе подразделений лицензионно-разрешительной работы на сайте «Ваш контроль». 

Также информируем, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг» (далее – Постановление), с 1 января 2015 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система, обеспечивающая процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг (далее – Система). 

Жалоба на действия (бездействия) сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы совершенных при предоставлении государственных услуг, поданная с использованием Системы, будет рассмотрена в срок до 15 рабочих дней.